Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 22632
1.  
i

Ука­жи­те, какое общее свой­ство живых ор­га­низ­мов от­ра­же­но на ри­сун­ке:

1) пи­та­ние
2) раз­мно­же­ние
3) раз­дра­жи­мость
4) един­ство хи­ми­че­ско­го со­ста­ва
2.  
i

Про­ду­цен­та­ми яв­ля­ют­ся:

1) хищ­ни­ки
2) дож­де­вые черви
3) плес­не­вые грибы
4) зе­ле­ные рас­те­ния
3.  
i

Одной из при­чин опу­сты­ни­ва­ния зе­мель яв­ля­ет­ся:

1) сжи­га­ние при­род­но­го газа;
2) раз­ру­ше­ние озо­но­во­го слоя;
3) вы­ра­щи­ва­ние ге­не­ти­че­ски мо­ди­фи­ци­ро­ван­ных рас­те­ний;
4) чрез­мер­ная нагрyзка на паст­би­ща при уве­ли­че­нии мас­шта­бов жи­вот­но­вод­ства.
4.  
i

До­ми­нант­ная го­мо­зи­го­та по ал­ле­лям пер­во­го гена и ге­те­ро­зи­го­та по ал­ле­лям вто­ро­го гена может иметь бук­вен­ное обо­зна­че­ние ге­но­ти­па:

1) aaBb;
2) AAbb;
3) AaBb;
4) AABb.
5.  
i

Био­мас­са, со­здан­ная за сутки всеми тра­вя­ни­сты­ми рас­те­ни­я­ми опуш­ки леса,  — это:

1) пер­вич­ная про­дук­ция
2) вто­рич­ная про­дук­ция
3) про­дук­ция, яв­ля­ю­ща­я­ся раз­ни­цей между пер­вич­ной и вто­рич­ной про­дук­ци­ей
4) ко­ли­че­ство ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства, на­коп­лен­ное на вто­ром тро­фи­че­ском уров­не паст­бищ­ной цепи пи­та­ния
6.  
i

Транс­ген­ные формы кар­то­фе­ля по­лу­че­ны путем:

1) мас­со­во­го от­бо­ра
2) ин­ди­ви­ду­аль­но­го от­бо­ра
3) ге­не­ти­че­ской ин­же­не­рии
4) со­ма­ти­че­ской ги­бри­ди­за­ции
7.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между ука­зан­ны­ми па­ра­ми су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

диф­фу­зия  — по­ступ­ле­ние мо­ле­ку­ляр­но­го кис­ло­ро­да = эн­до­ци­тоз  — ?

1) ак­тив­ный транс­порт
2) сек­ре­ция желчи пе­че­нью
3) транс­порт в мем­бран­ной упа­ков­ке
4) за­хват и по­гло­ще­ние клет­ка­ми твер­дых ча­стиц
8.  
i

Из пяти при­ве­ден­ных при­зна­ков че­ты­ре можно от­не­сти к одной боль­шой че­ло­ве­че­ской расе. Ука­жи­те «лиш­ний» при­знак, ко­то­рый к этой расе не от­но­сит­ся:

1) смуг­лая кожа;
2) за­мет­но раз­ви­тый эпи­кан­тус;
3) упло­щен­ное, с хо­ро­шо вы­ра­жен­ны­ми ску­ла­ми лицо;
4) вы­ра­жен­ный во­ло­ся­ной по­кров в виде усов и бо­ро­ды на лице у муж­чин;
5) ис­то­ри­че­ский ареал — боль­шая часть Азии, Се­вер­ная и Южная Аме­ри­ка.
9.  
i

Ука­жи­те пра­виль­но со­став­лен­ную паст­бищ­ную цепь пи­та­ния:

1) яб­ло­ня → пло­до­жор­ка → во­ро­бей → яст­реб
2) бе­лян­ка → во­ро­бей → яст­реб → пло­до­жор­ка
3) яб­ло­ня → дож­де­вой червь → бе­лян­ка → скво­рец
4) ли­сто­вой опад → дож­де­вой червь → плес­не­вые грибы → поч­вен­ные бак­те­рии
10.  
i

Одним из при­зна­ков, ука­зы­ва­ю­щих на при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к под­ти­пу По­зво­ноч­ные, яв­ля­ет­ся:

1) на­ли­чие диа­фраг­мы;
2) на­ли­чие спин­но­го и го­лов­но­го мозга;
3) внут­ри­утроб­ное раз­ви­тие;
4) диф­фе­рен­ци­а­ция зубов на клыки, резцы и ко­рен­ные.
11.  
i

Био­тех­но­ло­ги­че­ским про­цес­сом яв­ля­ет­ся:

1) мытье рук перед едой;
2) опре­де­ле­ние уров­ня хо­ле­сте­ри­на в крови че­ло­ве­ка;
3) дез­ин­фек­ция сто­ло­вых при­бо­ров со­до­вым рас­тво­ром;
4) про­из­вод­ство пи­ще­вых про­дук­тов с по­мо­щью мик­ро­ор­га­низ­мов.
12.  
i

Отец и сын боль­ны одной из форм даль­то­низ­ма (на­след­ствен­ное ре­цес­сив­ное за­бо­ле­ва­ние, сцеп­лен­ное с Х-хро­мо­со­мой), а мать здopoвa. Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние:

1) сын уна­сле­до­вал за­бо­ле­ва­ние от отца
2) сын уна­сле­до­вал за­бо­ле­ва­ние от ма­те­ри
3) отец и сын ге­те­ро­зи­гот­ны по ука­зан­но­му при­зна­ку
4) за­бо­ле­ва­ние у сына про­яви­лось в ре­зуль­та­те ком­би­ни­ро­ва­ния ре­цес­сив­ных ал­ле­лей ма­те­ри и отца
13.  
i

У близ­ких видов се­ве­ро­аме­ри­кан­ских свет­ля­ков для при­вле­че­ния осо­бей про­ти­во­по­лож­но­го пола на­блю­да­ет­ся раз­лич­ный ха­рак­тер све­то­вых вспы­шек: по дли­тель­но­сти, ча­сто­те, ин­тен­сив­но­сти. Это при­мер изо­ля­ции:

1) ге­не­ти­че­ской;
2) это­ло­ги­че­ской;
3) эко­ло­ги­че­ской;
4) гео­гра­фи­че­ской.
14.  
i

Опре­де­ли­те, какие утвер­жде­ния ха­рак­те­ри­зу­ют по­ло­вое раз­мно­же­ние (I), а какие  — бес­по­лое (II):

 

а  — обу­слов­ли­ва­ет зна­чи­тель­ную ком­би­на­тив­ную из­мен­чи­вость

б  — одной из форм яв­ля­ет­ся фраг­мен­та­ция

в  — может осу­ществ­лять­ся с по­мо­щью ве­ге­та­тив­ных ор­га­нов

г  — новый ор­га­низм может раз­ви­вать­ся из не­опло­до­тво­рен­ной яй­це­клет­ки

1) I — а, б, г; II — в
2) I — г; II — а, б, в
3) I — a, г; II — б, в
4) I — б, в; II — а, г
15.  
i

Дан спи­сок по­ня­тий, три из ко­то­рых можно от­не­сти к од­но­му био­хи­ми­че­ско­му про­цес­су в клет­ке:

а)  глю­ко­за; б) НАДФ · Н+Н+; в) мо­ле­ку­ляр­ный кис­ло­род; г) нит­ри­фи­ка­ция; д) ли­зо­со­ма.

Опре­де­ли­те, что это за про­цесс и какие два по­ня­тия не­по­сред­ствен­но к нему не от­но­сят­ся («лиш­ние»):

1) про­цесс — фо­то­син­тез; «лиш­ние» по­ня­тия — а, г;
2) про­цесс — фо­то­син­тез; «лиш­ние» по­ня­тия — г, д;
3) про­цесс — кис­ло­род­ный этап аэроб­но­го ды­ха­ния; «лиш­ние» по­ня­тия — б, д;
4) про­цесс — кис­ло­род­ный этап аэроб­но­го ды­ха­ния; «лиш­ние» по­ня­тия — в, г
16.  
i

На гра­фи­ках по­ка­за­на за­ви­си­мость раз­ви­тия яиц и вы­луп­ле­ния мо­ло­ди у вес­ло­но­са (рыба от­ря­да Осет­ро­об­раз­ные) и тра­вя­ной ля­гуш­ки (Се­мей­ство На­сто­я­щие ля­гуш­ки) от тем­пе­ра­ту­ры.

Про­ана­ли­зи­руй­те гра­фи­ки и ука­жи­те вер­ный вывод:

1) икра веcло­но­са яв­ля­ет­ся эв­ри­терм­ной, икра ля­гуш­ки по срав­не­нию с ней сте­но­терм­на
2) оба ор­га­низ­ма яв­ля­ют­ся го­мой­о­терм­ны­ми, так как тем­пе­ра­ту­ра тела у них из­ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды
3) икра вес­ло­но­са и ля­гуш­ки в рав­ной сте­пе­ни сте­но­терм­на и то­ле­рант­на к низ­кой тем­пе­ра­ту­ре, дан­ные ор­га­низ­мы об­ла­да­ют вы­со­кой эко­ло­ги­че­ской пла­стич­но­стью
4) икра вес­ло­но­са сте­но­терм­на, а икра ля­гуш­ки по срав­не­нию с ней эв­ри­терм­на, ин­тен­сив­ность ме­та­бо­лиз­ма у обоих видов при раз­лич­ных тем­пе­ра­ту­рах не­оди­на­ко­ва
17.  
i

Уда­ле­ние из ор­га­низ­ма жи­вот­ных про­дук­тов об­ме­на ве­ществ обес­пе­чи­ва­ет си­сте­ма ор­га­нов:

1) по­ло­вая
2) нерв­ная
3) вы­де­ли­тель­ная
4) опор­но-дви­га­тель­ная
18.  
i

На схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 9 обо­зна­че­на(-о):

1) рыль­це пе­сти­ка;
2) пыль­ник;
3) ча­шеч­ка;
4) за­вязь.
19.  
i

Из­вест­но, что бак­те­рия яв­ля­ет­ся анаэ­роб­ной па­то­ген­ной ба­цил­лой. Вы­бе­ри­те из тек­ста пред­ло­же­ния, в ко­то­рых при­ве­де­ны опи­са­ния ука­зан­ных выше при­зна­ков бак­те­рии:

 

(1)Че­ло­ве­че­ство на про­тя­же­нии всей своей ис­то­рии стра­да­ло от раз­ру­ши­тель­ных вспы­шек хо­ле­ры, ко­то­рая

рас­про­стра­ня­ет­ся, как пра­ви­ло, в форме эпи­де­мии и яв­ля­ет­ся острой ки­шеч­ной ин­фек­ци­ей, вы­зы­ва­е­мой бак­те­ри­ей. (2)Это гра­мот­ри­ца­тель­ная, изо­гну­тая или пря­мая па­лоч­ко­вид­ная бак­те­рия. (З)Она имеет жгу­тик, ко­то­рый в 2−3 раза длин­нее тела клет­ки. (4)Эта бак­те­рия не об­ра­зу­ет спор, не имеет кап­су­лы. (5)Она может жить и раз­ви­вать­ся при от­сут­ствии в среде сво­бод­но­го кис­ло­ро­да. (б)Устой­чи­вость к воз­дей­стви­ям внеш­ней среды от­но­си­тель­но не­вы­со­кая, бак­те­рия чув­стви­тель­на к вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ре, кис­ло­там, солям, сол­неч­но­му свету.

1) 1, 2, 3;
2) 1, 2, 5;
3) 1, 5, 6;
4) 2, 3, 4;
5) 4, 5, 6.
20.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на схема жиз­нен­но­го цикла зе­ле­ной во­до­рос­ли.

 

Зна­ком «?» обо­зна­че­но:

1) опло­до­тво­ре­ние
2) об­ра­зо­ва­ние пыль­цы
3) раз­ви­тие спо­ран­ги­ев
4) фор­ми­ро­ва­ние плода
21.  
i

Ор­га­низм для ко­то­ро­го ха­рак­тер­но на­ли­чие кле­точ­но­го рта, глот­ки и по­ро­ши­цы, изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
22.  
i

Ука­жи­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для на­се­ко­мых:

 

а  — тело со­сто­ит из двух от­де­лов: го­ло­во­гру­ди и брюш­ка

б  — че­ты­ре пары хо­диль­ных ног

в  — ор­га­ны вы­де­ле­ния  — маль­пи­ги­е­вы со­су­ды

г  — опло­до­тво­ре­ние внут­рен­нее

1) а, б
2) б, в
3) б, г
4) в, г
23.  
i

В со­став ске­ле­та сво­бод­ной верх­ней ко­неч­но­сти че­ло­ве­ка не вхо­дит(-ят):

1) лу­че­вая кость;
2) лок­те­вая кость;
3) пле­че­вая кость;
4) фа­лан­ги паль­цев;
5) боль­ше­бер­цо­вая кость.
24.  
i

Цен­траль­ный отдел слу­хо­вой сен­сор­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка вклю­ча­ет в себя:

1) слу­хо­вой нерв;
2) слу­хо­вые ко­сточ­ки;
3) ба­ра­бан­ную по­лость;
4) во­лос­ко­вые клет­ки кор­ти­е­ва ор­га­на;
5) кору ви­соч­ной доли боль­ших по­лу­ша­рий.
25.  
i

У реч­но­го рака:

1) сме­шан­ная по­лость тела
2) три пары хо­диль­ных ног
3) слепо за­мкну­тый ки­шеч­ник
4) диф­фуз­ная нерв­ная си­сте­ма
26.  
i

У ку­куш­ки­но­го льна обык­но­вен­но­го:

1) ли­стья слож­ные, че­реш­ко­вые
2) хо­ро­шо раз­вит глав­ный ко­рень
3) ан­те­ри­дии об­ра­зу­ют­ся на муж­ском рас­те­нии
4) бес­по­лое по­ко­ле­ние пред­став­ле­но серд­це­вид­ным за­рост­ком
27.  
i

До­пол­ни­те схему про­дви­же­ния пищи в ор­га­низ­ме го­лу­бя не­до­ста­ю­щи­ми зве­нья­ми (а—г):

ро­то­вая по­лость → глот­ка → 1 → 2 → 3 → 4 → ки­шеч­ник → кло­ака.

а)  зоб;

б)  пи­ще­вод;

в)  же­ле­зи­стый отдел же­луд­ка;

г)  му­скуль­ный отдел же­луд­ка.

1) 1а, 26, Зв, 4г;
2) 1а, 26, Зг, 4в;
3) 16, 2а, Зв, 4г;
4) 16, 2а, Зг, 4в.
28.  
i

Вспом­ни­те, к ка­ко­му клас­су от­но­сит­ся яще­ри­ца, и вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для

пред­ста­ви­те­лей этого клас­са:

 

а  — трех­ка­мер­ное серд­це

б  — раз­ви­ты воз­ду­хо­нос­ные пути (тра­хея, брон­хи)

в  — по­зво­ноч­ник со­сто­ит из пяти от­де­лов

г  — аль­вео­ляр­ные лег­кие

д  — пре­иму­ще­ствен­но гер­ма­фро­ди­ты

1) а, б, в
2) а, в, г
3) б, г, д
4) толь­ко а
29.  
i

Для каж­до­го из струк­тур­ных эле­мен­тов рас­ти­тель­ной клет­ки, обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке бук­ва­ми A—Г, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий при­знак:

1)  об­ра­зу­ет ли­зо­со­мы

2)  на­кап­ли­ва­ет ал­ка­ло­и­ды и та­ни­ны

3)  обес­пе­чи­ва­ет про­те­ка­ние кис­ло­род­но­го этапа аэроб­но­го ды­ха­ния

4)  бы­ва­ет глад­кой и ше­ро­хо­ва­той, осу­ществ­ля­ет син­тез бел­ков, ли­пи­дов

5)  со­сто­ит из мик­ро­тру­бо­чек, свя­зан­ных спе­ци­аль­ны­ми бел­ка­ми в еди­ную си­сте­му

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .

30.  
i

Уста­но­ви­те, какой этап эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия по­зво­ноч­ных жи­вот­ных со­от­вет­ству­ет каж­до­му из пред­ло­жен­ных про­цес­сов:

ПРО­ЦЕСС

А)  об­ра­зо­ва­ние хорды

Б)  об­ра­зо­ва­ние бла­сто­ме­ров

B)  фор­ми­ро­ва­ние пи­ще­ва­ри­тель­ной труб­ки

Г)  об­ра­зо­ва­ние двух за­ро­ды­ше­вых лист­ков

Д)  фор­ми­ро­ва­ние по­ло­го ша­ро­вид­но­го од­но­слой­но­го за­ро­ды­ша

ЭТАП РАЗ­ВИ­ТИЯ

1)  дроб­ле­ние

2)  га­стру­ля­ция

3)  гисто- и ор­га­но­ге­нез

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .

31.  
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

ОР­ГА­НЫ (СТРУК­ТУ­РЫ)

A)  иглы ежа и шерсть со­ба­ки

Б)  кры­лья ле­ту­чей мыши и ласты кита

В)  кор­не­плод мор­ко­ви и клу­бень кар­то­фе­ля

Г)  се­мян­ка под­сол­неч­ни­ка и зер­нов­ка пше­ни­цы

Д)  гры­зу­щий ро­то­вой ап­па­рат са­ран­чи и со­су­щий ро­то­вой ап­па­рат ба­боч­ки

СХЕМА СПО­СО­БА

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .

32.  
i

Вы­бе­ри­те два утвер­жде­ния, ко­то­рые верно ха­рак­те­ри­зу­ют тро­фи­че­ские связи по­пу­ля­ций в био­це­но­зах:

 

1)  ос­но­ва­ны на пи­ще­вых свя­зях ор­га­низ­мов

2)  яв­ля­ют­ся одним из ме­ха­низ­мов под­дер­жа­ния жиз­не­спо­соб­но­сти по­пу­ля­ций

3)  ре­зуль­тат от­но­ше­ний от­ри­ца­те­лен для од­но­го ор­га­низ­ма и ней­тра­лен для дру­го­го

4)  при­ме­ром яв­ля­ет­ся пе­ре­нос пло­дов че­ре­ды ли­си­цей

5)  при­ме­ром яв­ля­ет­ся вы­тес­не­ние елью из-под своей кроны све­то­лю­би­вых видов

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 15.

33.  
i

Опре­де­ли­те сум­мар­ное ко­ли­че­ство во­до­род­ных свя­зей, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся между ком­пле­мен­тар­ны­ми азо­ти­сты­ми ос­но­ва­ни­я­ми участ­ка мо­ле­ку­лы ДНК, если одна из цепей имеет нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность:

ЦАА АГТ ЦГГ ТАТ

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

34.  
i

В ка­ри­о­ти­пе ди­пло­ид­но­го вида яч­ме­ня обык­но­вен­но­го 14 хро­мо­сом. В ре­зуль­та­те му­та­ции об­ра­зо­вал­ся тет­рап­ло­ид. Сколь­ко хро­мо­сом со­дер­жит­ся в со­ма­ти­че­ских клет­ках тет­рап­ло­и­да?

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 15.

35.  
i

Наи­мень­шей ос­нов­ной еди­ни­цей клас­си­фи­ка­ции, объ­еди­ня­ю­щей пес­ко­жи­ла, дож­де­во­го червя и ме­ди­цин­скую пи­яв­ку, яв­ля­ет­ся ... .

36.  
i

Дан пе­ре­чень био­ло­ги­че­ских объ­ек­тов:

 

три­хи­нел­ла, клещ па­у­тин­ный, со­саль­щик пе­че­ноч­ный, сли­зень сет­ча­тый, шел­ко­пряд ту­то­вый, не­ре­ис, ку­куш­ка хох­ла­тая.

 

Клас­си­фи­ци­руй­те объ­ек­ты и опре­де­ли­те, жи­вот­ные сколь­ких типов в нем пе­ре­чис­ле­ны.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 8.

37.  
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния, ка­са­ю­щих­ся тка­ней цвет­ко­вых рас­те­ний:

 

1)  скле­рен­хи­ма обес­пе­чи­ва­ет транс­пи­ра­цию;

2)  фло­э­ма при­да­ет проч­ность раз­лич­ным ча­стям рас­те­ния;

3)  кам­бий и пе­ри­цикл от­но­сят­ся к об­ра­зо­ва­тель­ным тка­ням рас­те­ний;

4)  кси­ле­ма обес­пе­чи­ва­ет транс­порт воды и рас­тво­рен­ных в ней ве­ществ;

5)  эпи­дер­мис со­сто­ит из од­но­го слоя живых, плот­но при­ле­га­ю­щих друг к другу кле-

ток;

6)  ме­ри­сте­ма со­сто­ит из мерт­вых кле­ток с рав­но­мер­но утол­щен­ны­ми од­ре­вес­нев-

шими обо­лоч­ка­ми.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 13... .

38.  
i

Для каж­до­го жи­вот­но­го под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую осо­бен­но­сти стро­е­ния его кро­ве­нос­ной си­сте­мы:

 

Жи­вот­ноеСхема стро­е­ния кро­ве­нос­ной си­сте­мы
1234

A)  осётр

Б)  выдра

B)  сар­ди­на

Г)  дель­фин

Д)  чер­па­ха

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: А4Б4ВЗГ2Д2.

39.  
i

Ука­жи­те три при­зна­ка, верно ха­рак­те­ри­зу­ю­щие эст­ро­ге­ны ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка:

 

1)  вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся в по­ло­вых же­ле­зах

2)  син­те­зи­ру­ют­ся в щи­то­вид­ной же­ле­зе

3)  ре­гу­ли­ру­ют ра­бо­ту коры над­по­чеч­ни­ков

4)  по хи­ми­че­ской при­ро­де от­но­сят­ся к сте­ро­и­дам

5)  при сни­же­нии их вы­ра­бот­ки раз­ви­ва­ет­ся брон­зо­вая бо­лезнь

6)  при­ни­ма­ют уча­стие в ре­гу­ля­ции про­цес­сов роста и фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер 135.

40.  
i

В боль­ни­цу по­сту­пи­ла жен­щи­на с уве­ли­чен­ным зобом, вы­пу­чен­ны­ми гла­за­ми и по­вы­шен­ной су­ет­ли­во­стью. Ука­жи­те место син­те­за гор­мо­на и сам гор­мон, пре­вы­ше­ние нормы ко­то­ро­го по­ка­жет ана­лиз крови боль­ной:

МЕСТО СИН­ТЕ­ЗА ГОР­МО­НА

А)  щи­то­вид­ная же­ле­за

Б)  под­же­лу­доч­ная же­ле­за

В)  пе­ред­няя доля ги­по­фи­за

ГОР­МОН

1)  ти­рок­син

2)  глю­ка­гон

3)  со­ма­то­тро­пин

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния буквы и цифры. На­при­мер: B3.

41.  
i

Срав­ни­те реч­но­го рака и ко­ро­мыс­ло. Ука­жи­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для обоих жи­вот­ных:

 

1)  гер­ма­фро­ди­ты;

2)  уси­ков одна пара;

3)  име­ет­ся пара фа­се­точ­ных глаз;

4)  хо­диль­ных ко­неч­но­стей пять пар;

5)  име­ет­ся брюш­ная нерв­ная це­поч­ка;

6)  ор­га­ны вы­де­ле­ния  — маль­пи­ги­е­вы со­су­ды;

7)  тело по­кры­то хи­ти­ни­зи­ро­ван­ной ку­ти­ку­лой.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 135.

42.  
i

Про­чи­тай­те от­ры­вок из ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты груп­пы юных на­ту­ра­ли­стов.

Изу­чив диа­грам­му (см. рис.) и вы­явив общую за­ко­но­мер­ность, мы стали срав­ни­вать дру­гих жи­вот­ных, а затем рас­пре­де­ли­ли их по груп­пам. В груп­пу А были вклю­че­ны жи­вот­ные, масса ко­то­рых менее 500 г. Это пред­ста­ви­те­ли от­ря­да Ру­ко­кры­лые, а также мышь, хомяк и ласка. В груп­пу В (0,5−1 кг) вошли пред­ста­ви­те­ли от­ря­да На­се­ко­мо­яд­ные, а также белка, в груп­пу С (1,1−5 кг)  — ку­ни­ца, он­дат­ра, нут­рия, в груп­пу D (5,1−15 кг)  — ли­си­ца, выдра, рысь, бар­сук, мар­тыш­ка, в груп­пу Е (15,1−50 кг)  — бобр, волк, шим­пан­зе. Прак­ти­че­ски все пред­ста­ви­те­ли от­ря­дов Пар­но­ко­пыт­ные и Не­пар­но­ко­пыт­ные, ко­то­рых мы срав­ни­ва­ли, ве­си­ли более 250 кг и со­ста­ви­ли груп­пу G. Ис­клю­че­ни­ем стал кабан, его масса была мень­ше (около 80 кг). Его, а также мор­ско­го ко­ти­ка, оран­гу­та­на и го­рил­лу, масса ко­то­рых 51−250 кг, объ­еди­ни­ли в груп­пу F.

Ис­поль­зуя дан­ные тек­ста, рас­по­ло­жи­те сле­ду­ю­щих жи­вот­ных из числа изу­чен­ных юными на­ту­ра­ли­ста­ми в по­ряд­ке уве­ли­че­ния ин­тен­сив­но­сти по­треб­ле­ния ими кис­ло­ро­да в рас­че­те на 1 г массы тела (при оди­на­ко­вых внеш­них усло­ви­ях):

 

1)  еж;

2)  олень;

3)  мышь;

4)  выдра;

5)  го­рил­ла.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41325.

43.  
i

Для каж­до­го ве­ще­ства ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щее опи­са­ние:

Ве­ще­ство

A)  ли­па­за

Б)  эла­стин

B)  ро­доп­син

Г)  ин­тер­фе­рон

Д)  желч­ная кис­ло­та

Опи­са­ние

1)  ком­по­нент сек­ре­та пе­че­ни

2)  све­то­чув­стви­тель­ный белок кле­ток сет­чат­ки глаза

3)  пи­ще­ва­ри­тель­ный фер­мент, рас­щеп­ля­ю­щий жиры

4)  белок, за­щи­ща­ю­щий ор­га­низм от ви­рус­ных ин­фек­ций

5)  пи­ще­ва­ри­тель­ный фер­мент, рас­щеп­ля­ю­щий по­ли­са­ха­ри­ды

6)  фиб­рил­ляр­ный белок, вы­пол­ня­ю­щий струк­тур­ную функ­цию

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б4В5Г2Д1.

44.  
i

Опу­стив ногу в ле­дя­ную воду, че­ло­век не­про­из­воль­но ее вы­дер­нул. Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность пе­ре­да­чи нерв­но­го им­пуль­са по ре­флек­тор­ной дуге этого со­ма­ти­че­ско­го ре­флек­са, вы­брав пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

 

1)  спин­но­моз­го­вой ган­глий;

2)  аксон вста­воч­но­го ней­ро­на;

3)  аксон дви­га­тель­но­го ней­ро­на;

4)  денд­рит чув­стви­тель­но­го ней­ро­на;

5)  тело вста­воч­но­го ней­ро­на в дерме кожи ноги;

6)  тело ней­ро­на в пе­ред­них рогах спин­но­го мозга;

7)  дви­га­тель­ная зона в пе­ред­ней цен­траль­ной из­ви­ли­не коры боль­ших по­лу­ша­рий.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41525.